Когда легендарная Мэрилин Монро пела, что лучшие друзья девушек — это бриллианты, на самом деле она подразумевала кристаллы Swarovski. На те времена они уже стали достаточно популярными, чтоб изменить отношение общественности к искусственным камням.
Пока богатые и знаменитые исчисляли свое наследие бриллиантами, Daniel Swarovski трудился над тем, чтоб изобрести станок, который будет их создавать. Молодой основатель хрустальной империи тогда уже успел получить образование, связанное с развитием электрооборудования. Поэтому все предпосылки для появления камней, которые станут доступными и не будут уступать по красоте бриллиантам, уж точно были.
Место рождения кристаллов — австрийский регион Тироль. Именно здесь в 1895 году Даниэль Сваровски изобрел машину для обработки хрусталя. Его огранка была настолько точной и красивой, что Сваровски обязан был поделиться своим изобретением со всем миром. А где же еще искать поддержки и признания своих трудов, как не в столице моды, куда он и отправился. Сваровски точно знал, что если ему удастся поразить своими кристаллами Париж и известных кутюрье, то результаты его стараний получат признание всего мира. В Париже Сваровски познакомился с кутюрье Чарльзом Уортоном и предложил ему сотрудничество. Очень быстро хрусталь завоевал любовь местных модельеров.
Поначалу кристаллы Сваровски называли гранеными камнями Тироля в честь региона, где они обрабатывались. Сама Коко Шанель была покорена огранкой тирольских кристаллов. А если помните, именно она обратила внимание модниц на то, что бижутерия достойна большего внимания. Главное, не выдавать ее за драгоценности, носить с уверенностью и со вкусом. А что тем временем знаменитые кристаллы? Кроме своеобразной огранки, Даниэль Сваровски изобрел новый состав для выращивания хрусталя небывалой доселе прозрачности и блеска.
К 20-м годам моду невозможно было представить без хрустального блеска. Модницы в джаз-клубах так и светились, то ли от счастья, то ли от количества безупречных кристаллов, что украшали их наряды. А спустя еще десять лет украшения Сваровски получили свою первую роль в кино. Их дебют состоялся в дуэте с Марлен Дитрих в картине «Белокурая Венера».
В 1931 году запустили в производство нашивные ленты с кристаллами, что открыло новые возможности для модной индустрии. А в 1939 году кристаллы, имитирующие рубины, украсили туфли Дороти в фильме «Волшебник изумрудного города». В 1953 году и знаменитая блондинка Мэрилин запела о бриллиантах в фильме «Джентльмены предпочитают блондинок». Хотя сама актриса предпочитала «бриллианты» в исполнении Сваровски. Позже актриса исполнила «С днем рождения, мистер президент», будучи в платье, расшитом кристаллами от австрийского бренда.
50-е годы ознаменовались появлением знаменитого кристалла с радужным блеском Aurora Borealis. Сваровски и известный кутюрье Кристиан Диор добились эффекта полярного сияния, который усиливает блеск кристаллов. Легендарный дизайнер был настолько очарован Aurora Borealis, что сделал камень главным украшением своего бренда. Тем временем кинокарьера искусственно созданных кристаллов продолжалась. Украшение Одри Хепберн «Завтрак у Тиффани» не обошлось без Сваровски.
Но австрийская компания пошла дальше и решила немного отступить от модной индустрии, переключив свое внимание на интерьер. В 1965 камни Сваровски обрели способность в буквальном смысле освещать мир — были изобретены специальные кристаллы для люстр. До сих пор их аристократичным блеском можно насладиться во дворце Версаля и в нью-йоркской Метрополитен-опере. С течением времени сфера использования кристаллов продолжает расширяться, а в производстве открываются новые грани. В 1975 году изобретена новая технология быстрого закрепления кристаллов практически на любой поверхности, а в 1976 году появилась первая хрустальная фигурка. Так было положено начало истории создания предметов декора со Swarovski.
В 80-х открылся первый бутик, где продавалась бижутерия Swarovski. Он ознаменовался презентацией линии ювелирных изделий. В 1995 году австрийский бренд отметил столетний юбилей и сделал своим поклонникам необычный подарок — открыл музей, где представлены изделия Сваровски. Наиболее интересными экспонатами стали самый большой и самый маленький камни Сваровски, которые вошли в Книгу рекордов Гиннеса. С тех пор бренд новой волной успеха накрывает модную индустрию.
Поклонница стиля панк в моде британский дизайнер Вивьен Вествуд использует в своих коллекциях кристальную сетку. Известный своими вызывающими показами Александр Маккуин использует кристаллы Сваровски в модных дефиле. В 2007 году бренд открывает Ателье Swarovski, а несколько лет спустя запускает производство парфюмерии и очков. В 2013 году студия Swarovski Entertainment презентует свой первый фильм «Ромео и Джульетта». Бренд успешно развивается, выходя за рамки моды и киноиндустрии.
Новый проект «Школа воды» был организован для детей в австрийском национальном парке Высокий Тауэрн и посвящен водным ресурсам. Защитой окружающей среды и вопросами благосостояния общества занимается благотворительный фонд Swarovski. Сегодня более полумиллиона человека объединяет клуб коллекционеров хрустальных изделий австрийской компании.
Но главное ее достижение в том, что кристаллы — уже давно не считают имитацией драгоценных камней. Специалисты во всем мире признают украшения Swarovski самостоятельным видом ювелирного искусства.